Оптимизация ассортимента товаров на примере таблицы Точка безубыточности.



Оптимизация ассортимента товаров


Оптимизация ассортимента — довольно расплывчатое понятие, будем понимать ее так: в пределах фиксированной суммы на закупку максимизируем прибыль от продаж.

Алгоритм действий следующий:

  1. Находим наименее прибыльный товар
  2. «Оптимизируем» его. О способах оптимизации далее
  3. Сравниваем показатели ДО и ПОСЛЕ
  4. Находим следующий наименее прибыльный товар
  5. «Оптимизируем» его
  6. Сравниваем показатели ДО и ПОСЛЕ
  7. И т.д.

Способы оптимизации могут быть разные:

  1. Ничего не предпринимаем, данный товар привлекает покупателей, а прибыль делается на других товарах.
  2. Уменьшаем долю товара в закупках. Как частный случай — уменьшаем до нуля, т.е. убираем товар из ассортимента.
  3. Увеличиваем наценку.

Вот как это можно сделать в таблице «Рентабельность продаж. Точка безубыточности. ».

Пусть имеется следующий ассортимент товаров. Голубоватым фоном отмечены ячейки для ввода. Часть столбцов скрыта в целях экономии места, столбцы будут открываться по мере необходимости.

Сходные товары собраны в 5 групп, так удобно делать если ассортимент очень большой. Но можно рассчитывать и каждый товар отдельно.

Этот ассортимент имеет следующие суммарные показатели доходности отраженные в Отчете о прибылях и убытках, показателях рентабельности, точке безубыточности и др.

Посмотрим на примере один из возможных способов провести оптимизацию.

Пример оптимизации ассортимента

Шаг 1. Самое главное в оптимизации — сравнить показатели

Самое главное в оптимизации — сравнить показатели (выручку, прибыль, рентабельность) до и после оптимизации.

Поэтому первым делом записываем показатели имеющиеся до оптимизации: Отчет о прибылях и убытках, показатели рентабельности, точку безубыточности и др. Нажимаем кнопку «Сохранить показатели».

Записали. Слева показатели текущего варианта, справа — сохраненного. Сейчас они совпадают. В дальнейшем нас будут интересовать 2 столбца — изменения текущего варианта относительно сохраненного в абсолютных цифрах и в процентах, они показаны стрелкой.


Шаг 2. Ищем товар для оптимизации

Будем искать наименее прибыльный товар. Можно руководствоваться и другими критериями, но выберем самый простой, чтобы показать общий порядок действий. Сортируем список товаров по столбцу «% Марж. прибыли в выручке»

Видим, что наименее прибыльная группа «Розетки/Выкл.», уменьшим ее сумму закупки с 100 тыс. до 50 тыс.


Шаг 3. Перераспределяем суммы закупки

Освободившиеся 50 тыс. перераспределим на закупку телевизоров.

Сумма по столбцу «Стоимость в закупочных СЗП» равная 0, показывает что распределены все освободившиеся суммы.

Одновременно таблица подсчитывает количество товара соответствующее перераспределяемым суммам. Так, количество закупаемых телевизоров увеличилось на 6.25 штук. Если у нас весовой товар или, как в нашем случае, группа однородных товаров, дробный показатель может быть приемлемым. Но если бы речь шла о конкретном телевизоре определенной модели, то 6 целых 25 сотых телевизора закупить было бы сложно.

Чтобы нам не приходилось подгонять сумму закупки под целое число единиц товара, таблица делает округление вниз и вверх, предлагая нам соответстующие суммы закупки. Так, в нашем случае, таблица предлагает 48000 (это 6 телевизоров) или 56000 (это 7 телевизоров).

Выбираем 48000, оставшиеся 2000 перенаправляем на электроинструмент.

Что получается в результате:

Выручка увеличилась на 110 тыс.


Шаг 4. Увеличение наценки

Теперь посмотрим как увеличить наценку.

В столбце «Оптимизация - Наценка» ставим желаемую наценку. Больше с наценкой ничего делать не надо.

Если для товара в этом столбце стоит число, для дальнейших расчетов берется наценка указанная этим числом, если в этом столбце пусто — берется наценка вычисленная по фактическим данным.

К сожалению, таблица большая и чтобы сделать скриншоты приходилось скрывать часть столбцов. Чтобы посмотреть целиком ту часть таблицы, которая отвечает за ввод фактических данных и оптимизацию, двигайте ползунки во фрейме (окошке) ниже.

 

Шаг 4. Анализ результатов оптимизации ассортимента

Теперь самое интересное — результат оптимизации. Сравним ОПУ до оптимизации и после. Двигайте ползунки во фрейме (окошке) ниже.

Нас интересуют 2 столбца с общей шапкой «Изменение». Изменение абсолютное (в деньгах) и изменение в процентах.

 
Видим что

  • Выручка увеличилась на 127500. В том числе: 110000 за счет перераспределения сумм закупки и 17500 за счет увеличения наценки.
  • При этом

    • выручка увеличилась на 8.23%,
    • валовая прибыль увеличилась на 14.07%,
    • операционная прибыль увеличилась на 25.74%,
    • чистая прибыль увеличилась на 26.01%,
    • EBITDA увеличилась на 21.27%,

Таблица вычисляет еще ряд показателей до и после оптимизации, они не показаны в целях экономии места, думаю, идея и так понятна.

При необходимости можно сделать оптимизацию по нескольким позициям за один раз или сделать несколько проходов. Таблица выполняет все расчеты и сразу показывает результат в деньгах и в процентах.

Представьте себе, сколько надо сделать расчетов, если делать это вручную. Я имею ввиду не ручкой на бумаге, а в Excel. Даже при использовании Excel расчеты для оптимизации будут очень трудоемкими.

Новый вариант таблицы с описанными дополнениями пока только для Windows.

Описание таблицы «Рентабельность продаж. Точка безубыточности. »

Купить

 Сохраните адрес сайта и контакты  
 QR Code адреса и контактов. См. ссылку Контакты