Оптимизация ассортимента товаров
Оптимизация ассортимента — довольно расплывчатое понятие, будем понимать ее так: в пределах фиксированной суммы на закупку максимизируем прибыль от продаж.
Алгоритм действий следующий:
- Находим наименее прибыльный товар
- «Оптимизируем» его. О способах оптимизации далее
- Сравниваем показатели ДО и ПОСЛЕ
- Находим следующий наименее прибыльный товар
- «Оптимизируем» его
- Сравниваем показатели ДО и ПОСЛЕ
- И т.д.
Способы оптимизации могут быть разные:
- Ничего не предпринимаем, данный товар привлекает покупателей, а прибыль делается на других товарах.
- Уменьшаем долю товара в закупках. Как частный случай — уменьшаем до нуля, т.е. убираем товар из ассортимента.
- Увеличиваем наценку.
Вот как это можно сделать в таблице «Рентабельность продаж. Точка безубыточности. ».
Пусть имеется следующий ассортимент товаров. Голубоватым фоном отмечены ячейки для ввода. Часть столбцов скрыта в целях экономии места, столбцы будут открываться по мере необходимости.
Сходные товары собраны в 5 групп, так удобно делать если ассортимент очень большой. Но можно рассчитывать и каждый товар отдельно.
Этот ассортимент имеет следующие суммарные показатели доходности отраженные в Отчете о прибылях и убытках, показателях рентабельности, точке безубыточности и др.
Посмотрим на примере один из возможных способов провести оптимизацию.
Пример оптимизации ассортимента
Шаг 1. Самое главное в оптимизации — сравнить показатели
Самое главное в оптимизации — сравнить показатели (выручку, прибыль, рентабельность) до и после оптимизации.
Поэтому первым делом записываем показатели имеющиеся до оптимизации: Отчет о прибылях и убытках, показатели рентабельности, точку безубыточности и др. Нажимаем кнопку «Сохранить показатели».
Записали. Слева показатели текущего варианта, справа — сохраненного. Сейчас они совпадают. В дальнейшем нас будут интересовать 2 столбца — изменения текущего варианта относительно сохраненного в абсолютных цифрах и в процентах, они показаны стрелкой.
Шаг 2. Ищем товар для оптимизации
Будем искать наименее прибыльный товар. Можно руководствоваться и другими критериями, но выберем самый простой, чтобы показать общий порядок действий. Сортируем список товаров по столбцу «% Марж. прибыли в выручке»
Видим, что наименее прибыльная группа «Розетки/Выкл.», уменьшим ее сумму закупки с 100 тыс. до 50 тыс.
Шаг 3. Перераспределяем суммы закупки
Освободившиеся 50 тыс. перераспределим на закупку телевизоров.
Сумма по столбцу «Стоимость в закупочных СЗП» равная 0, показывает что распределены все освободившиеся суммы.
Одновременно таблица подсчитывает количество товара соответствующее перераспределяемым суммам. Так, количество закупаемых телевизоров увеличилось на 6.25 штук. Если у нас весовой товар или, как в нашем случае, группа однородных товаров, дробный показатель может быть приемлемым. Но если бы речь шла о конкретном телевизоре определенной модели, то 6 целых 25 сотых телевизора закупить было бы сложно.
Чтобы нам не приходилось подгонять сумму закупки под целое число единиц товара, таблица делает округление вниз и вверх, предлагая нам соответстующие суммы закупки. Так, в нашем случае, таблица предлагает 48000 (это 6 телевизоров) или 56000 (это 7 телевизоров).
Выбираем 48000, оставшиеся 2000 перенаправляем на электроинструмент.
Что получается в результате:
Выручка увеличилась на 110 тыс.
Шаг 4. Увеличение наценки
Теперь посмотрим как увеличить наценку.
В столбце «Оптимизация - Наценка» ставим желаемую наценку. Больше с наценкой ничего делать не надо.
Если для товара в этом столбце стоит число, для дальнейших расчетов берется наценка указанная этим числом, если в этом столбце пусто — берется наценка вычисленная по фактическим данным.
К сожалению, таблица большая и чтобы сделать скриншоты приходилось скрывать часть столбцов. Чтобы посмотреть целиком ту часть таблицы, которая отвечает за ввод фактических данных и оптимизацию, двигайте ползунки во фрейме (окошке) ниже.
Шаг 4. Анализ результатов оптимизации ассортимента
Теперь самое интересное — результат оптимизации. Сравним ОПУ до оптимизации и после. Двигайте ползунки во фрейме (окошке) ниже.
Нас интересуют 2 столбца с общей шапкой «Изменение». Изменение абсолютное (в деньгах) и изменение в процентах.
Видим что
- Выручка увеличилась на 127500. В том числе: 110000 за счет перераспределения сумм закупки и 17500 за счет увеличения наценки.
-
При этом
- выручка увеличилась на 8.23%,
- валовая прибыль увеличилась на 14.07%,
- операционная прибыль увеличилась на 25.74%,
- чистая прибыль увеличилась на 26.01%,
- EBITDA увеличилась на 21.27%,
Таблица вычисляет еще ряд показателей до и после оптимизации, они не показаны в целях экономии места, думаю, идея и так понятна.
При необходимости можно сделать оптимизацию по нескольким позициям за один раз или сделать несколько проходов. Таблица выполняет все расчеты и сразу показывает результат в деньгах и в процентах.
Представьте себе, сколько надо сделать расчетов, если делать это вручную. Я имею ввиду не ручкой на бумаге, а в Excel. Даже при использовании Excel расчеты для оптимизации будут очень трудоемкими.
Новый вариант таблицы с описанными дополнениями пока только для Windows.
Описание таблицы «Рентабельность продаж. Точка безубыточности. »
Купить
По теме страницы
Список таблиц финансовых расчетовКарта сайта — Подробное оглавление сайта.
Гостевая книга — отзывы и вопросы