Расчет себестоимости

Себестоимость продукции — это выраженная в денежной форме стоимость используемых в процессе производства и реализации продукции (работ, услуг) природных ресурсов, сырья, материалов, топлива, энергии, основных фондов, трудовых ресурсов и других затрат.

Одна из основных целей расчета себестоимости обоснование цены и расчет рентабельности продукции.

Существуют четыре общепринятых метода расчета себестоимости различаемых по способу отнесения затрат:

  • нормативный
  • позаказный
  • попередельный
  • попроцессный

В последнее время постепенно получает распространение разработанный американскими учеными Р. Купером и Р. Капланом в конце 80-х годов, метод Activity based costing (АВС). Не путать с ABC-анализом продаж.

Существуют два метода учета затрат при расчете себестоимости продукции:

  • Полная себестоимость. В расчет себестоимости включают и прямые затраты и косвенные.
  • Директ костинг. Рассчитывают усеченную себестоимость, включая только прямые затраты. Метод получил название «директ костинг» от английского Direct Costing или Direct Costs.

Прямые затраты — часть расходов на производство продукции (оказание услуг), которые:

  • непосредственно связаны с процессом изготовления продукции или оказания услуги;
  • могут быть включены в себестоимость определенного вида изделий (определенных услуг) прямым методом учета, на основании первичных документов без дополнительных расчетов.

Косвенные затраты — часть расходов на производство продукции (оказание услуг), которые не могут быть напрямую (без дополнительных расчетов) включены в себестоимость определенного вида изделий, услуг. Или это экономически нецелесообразно.

Подробнее в статьях

Посмотрите Excel таблицу
«Расчет себестоимости продукции»
Полная себестоимость, Директ-костинг,
Рентабельность, Маржинальная прибыль