Расчет себестоимости продукции. Формула расчета. Прямые и косвенные затраты, полная себестоимость, директ-костинг.

Расчет себестоимости продукции

Себестоимость продукции — это выраженная в денежной форме стоимость используемых в процессе производства и реализации продукции (работ, услуг) природных ресурсов, сырья, материалов, топлива, энергии, основных фондов, трудовых ресурсов.

Одна из основных целей расчета себестоимости (также используется термин «калькуляция») — обоснование цены и расчет рентабельности продукции.

Можно выполнить точный, подробный расчет себестоимости продукции в Excel, если производимая продукция (оказываемая услуга) средней сложности, то есть, номенклатура используемых материалов и комплектующих не очень велика, например, десятки наименований.

Возможны два варианта расчета:

  • Сначала делается расчет суммарной себестоимости, а затем путем деления на объем выпущенной продукции рассчитывается себестоимость единицы продукции.
  • Сразу выполняется расчет себестоимости единицы продукции.

Расчет себестоимости продукции включает затраты по следующим статьям:

  • Сырье, основные материалы.
  • Вспомогательные материалы.
  • Топливо, энергия на технологические цели.
  • Полуфабрикаты собственного производства.
  • Покупные изделия: комплектующие, полуфабрикаты и т. д.
  • Оплата работы сторонних организаций.
  • Возвратные отходы (вычитаются).
  • Оплата труда производственных рабочих. Основная заработная плата (оклад, тариф), дополнительная заработная плата (надбавки и т.п.) производственного персонала.
  • Начисления на зарплату: платежи в пенсионный фонд, ФОМС — фонд обязательного медицинского страхования.
  • Подготовка и освоение производства.
  • Расходы по эксплуатации производственных машин и оборудования.
  • Цеховые (общепроизводственные) расходы.
  • Общехозяйственные расходы, в том числе на содержание аппарата управления.
  • Потери от брака.
  • Коммерческие расходы.
Посмотрите Excel таблицу
«Расчет себестоимости продукции»
Полная себестоимость, Директ-костинг,
Рентабельность, Маржинальная прибыль


В состав общепроизводственных (цеховых) расходов включают:

  1. Расходы на содержание и эксплуатацию оборудования:
    • амортизация оборудования и внутризаводского транспорта;
    • издержки на эксплуатацию оборудования в виде смазочных, охлаждающих, других вспомогательных материалов;
    • заработная плата рабочих, обслуживающих оборудование, начисления на зарплату: платежи в пенсионный фонд и ФОМС;
    • расходы электроэнергии, тепла, пара, сжатого воздуха, других видов энергии;
    • стоимость услуг вспомогательных производств;
    • расходы на внутризаводское перемещение сырья, материалов, полуфабрикатов, комплектующих;
    • расходы на ремонт оборудования, техосмотры.
  2. Цеховые расходы на управление:
    • зарплата аппарата управления цехов и начисления на зарплату: платежи в пенсионный фонд, ФОМС;
    • расходы на амортизацию зданий, сооружений, инструментов, содержание и ремонт зданий и сооружений;
    • расходы на обеспечение условий труда, техники безопасности;
    • расходы на спецодежду, спецобувь и другие аналогичные расходы.

Общехозяйственные расходы связаны с обеспечением функционирования всего предприятия как единого целого. В состав этих расходов включают:

  1. Административно-управленческие:
    • материально-техническое и транспортное обслуживание деятельности работников аппарата управления;
    • зарплата работников аппарата управления предприятием и начисления на зарплату: платежи в пенсионный фонд, ФОМС;
    • командировки;
    • содержание охраны.
  2. Общехозяйственные:
    • амортизация основных средств и нематериальных активов общезаводского характера;
    • ремонт зданий, сооружений;
    • содержание и обслуживание технических средств управления, например, вычислительных центров, узлов связи;
    • коммунальные услуги: освещение, отопление, водоснабжение;
    • оплата аудиторских, информационных, консультационных услуг;
    • оплата услуг банка;
    • расходы по поиску, набору, обучение кадров;
    • природоохранные: расходы на содержание очистных сооружений, на уничтожение экологически опасных отходов, природоохранные платежи;
    • налоги и обязательные платежи: страхование, транспортный, земельный налоги.

Коммерческие расходы — это затраты, связанные с продажей товаров, продукции, услуг. В расчет включают следующие затраты:

  • фасовка и упаковка;
  • аренда и содержание складских и торговых помещений;
  • охрана и хранение товаров;
  • доставка в пункт отправления (на станцию, в порт);
  • погрузка в транспортные средства;
  • оплата труда продавцов компании производителя;
  • комиссионные платежи партнерам и посредникам;
  • маркетинг и реклама;
  • представительские расходы;
  • иные расходы, связанные с реализацией товаров, продукции, услуг.

Формула расчета себестоимости продукции и цены

Формулу себестоимости можно представить следующим образом:

+ Сырье
+ Материалы
+ Комплектующие
+ Зарплата производственных рабочих
+ Начисления на з/п производственных рабочих
+ Другие прямые затраты
= Прямая себестоимость (Директ костинг)
+ Общепроизводственные расходы (часть)
= Производственная себестоимость
+ Общехозяйственные расходы (часть)
+ Коммерческие расходы (часть)
= Полная себестоимость
+ Наценка
= Цена производства. По этой цене рассчитывают показатели доходности: выручку, прибыль, рентабельность и т.д.
+ НДС
= Отпускная цена (цена продажи)

Общепроизводственные, общехозяйственные и коммерческие расходы относят на себестоимость определенного вида продукции частично, пропорционально некоторой базе распределения.

Цена производства, это цена по которой рассчитывают показатели доходности: выручку, прибыль, рентабельность и т.д. Она может быть определена двумя способами.

  1. От полной себестоимости.

    В этом случае
    [Цена производства] = [Полная себестоимость]+[Наценка]
    Обычно наценка вычисляется как заданный процент от полной себестоимости.

    Пример:
    Полная себестоимость 1000 руб., наценка 20%, тогда цена производства 1200 руб.

  2. От цен сложившихся на рынке.

    В этом случае после анализа цен на аналогичную продукцию сначала определяется отпускная цена.
    Тогда:
    [Цена производства] = [Отпускная цена]-[НДС]
    [Наценка] = [Цена производства]-[Полная себестоимость]
    [% Наценки] = [Наценка]/[Полная себестоимость]

    На всякий случай напомню, что
    [Сумма без НДС] = [Сумма с НДС]/[1+%НДС]

    Пример:
    Полная себестоимость 1000 руб.
    Отпускная цена 1440 руб.
    НДС 20%
    Тогда:
    [Цена производства] = 1440 / (1+0.2) = 1200
    [Наценка] = 1200-1000 = 200
    [% Наценки] = 200/1000 = 0.2 (20%)

Посмотрите Excel таблицу
«Расчет себестоимости продукции»
Полная себестоимость, Директ-костинг,
Рентабельность, Маржинальная прибыль


Методы расчета себестоимости продукции

Существуют четыре общепринятых метода расчета, различаемых по способу отнесения затрат:

  • нормативный;
  • позаказный;
  • попередельный;
  • попроцессный.

В последнее время постепенно получает распространение разработанный американскими учеными Р. Купером и Р. Капланом в конце 80-х годов, метод Activity based costing (АВС). Не путать с ABC-анализом продаж.

Нормативный метод расчета себестоимости продукции

Метод расчета, применяемый на предприятиях с массовым, серийным и мелкосерийным характером выпуска продукции. Как следует из самого названия метода, предварительно должны быть рассчитаны нормативы по статьям затрат. Также должны отслеживаться и анализироваться причины всех отклонений от принятых нормативов.

Главное условие использования системы нормативного расчета  — наличие строго соблюдаемого технологического процесса изготовления продукции, выполнения работ или оказания услуг.

Позаказный метод расчета себестоимости продукции

Метод расчета, используемый на предприятиях с мелкосерийным и индивидуальным производством. А также на предприятиях с длительным технологическим циклом. Объектом учёта и расчета себестоимости выступает заказ, которому присваивается уникальный код заказа. Позаказный метод дает возможность точно рассчитать производственные расходы в разрезе каждого калькулируемого объекта.

Попередельный метод расчета себестоимости

Метод расчета, применяемый в случаях, когда в технологическом процессе первоначальное сырье проходит ряд переделов или где из одних видов исходного сырья в одном технологическом процессе получают разные виды готовой продукции.

Расчет может осуществляться в двух вариантах:

  • Полуфабрикатный вариант;
  • Бесполуфабрикатный вариант.

При полуфабрикатном варианте рассчитывают себестоимость продукции по каждому переделу. При этом себестоимость продукции очередного передела как бы суммируется нарастающим итогом, включая себестоимость предыдущего передела и расходы по данному переделу. В результате, себестоимость готовой продукции равна себестоимости последнего передела.

При этом готовый продукт одного передела может служить как полуфабрикатом для другого передела, так и самостоятельной готовой продукцией.

Например, технологический процесс в молочной промышленности включает в себя разделение молока на сливки и обезжиренное молоко. Сливки могут служить как самостоятельной готовой продукцией, так и полуфабрикатом для переработки в масло. В свою очередь, обезжиренное молоко может служить самостоятельной готовой продукцией и полуфабрикатом для переработки в творог.

Таким образом, если в результате очередного передела часть продукции будет использоваться как готовый продукт, его себестоимость уже будет известна.

При бесполуфабрикатном варианте производственные затраты учитывают по каждому переделу отдельно и не учитывают суммарную себестоимость продукции предыдущих переделов. Таким образом, себестоимость готовой продукции равна сумме производственных затрат по всем переделам. То есть тут мы как бы суммируем себестоимость не нарастающим итогом, а один раз в конце производственного процесса.

Попроцессный метод расчета себестоимости продукции

Этот метод расчета используется в случаях массового производства, обычно, с непрерывным производственным циклом. При этом продукция одного вида проходит в определенной последовательности заданные этапы производства, называемые процессами, пока не будут окончательно завершена. Таким образом, производство разбито на отдельные технологические процессы.

При этом продукт, появляющийся на промежуточных стадиях производственного процесса, не может рассматриваться ни как полуфабрикат, ни как готовая продукция.

Попроцессный метод расчета себестоимости используется наиболее часто в следующих отраслях: химические производства, производство лакокрасочных изделий, переработка нефтепродуктов, производство продуктов питания и напитков, текстильная промышленность, производство цемента.

Прямые и косвенные затраты

Обычно затраты естественным образом разделяются на две группы:

  • Прямые затраты — можно непосредственно отнести на определенное изделие. Например, материалы и комплектующие, используемые в производстве определенного вида продукции. При расчете себестоимости прямые расходы целиком относятся на данный конкретный вид продукции (изделие).
  • Косвенные затраты — нельзя непосредственно отнести на определенный вид продукции, но они нужны для функционирования организации или поддержание производственного процесса. Например: расходы на отопление и освещение. При расчете себестоимости учет косвенных расходов обычно выполняется двумя способами: по методу полной себестоимости и методу директ-костинг (Direct Costs).

Разделение на прямые затраты и косвенные затраты не всегда однозначно

Какие затраты при расчете себестоимости продукции будут отнесены к прямым, а какие к косвенным, может зависеть от процесса производства конкретного вида продукции. Дело в том, что для учета и контроля прямых затрат нужны нормативы. А их, в свою очередь, надо разработать, измерить, впоследствии контролировать. Это требует, по крайней мере, затраты времени сотрудников.

Например, если электроэнергия на технологические цели составляет малую часть прямых затрат, а нормировать и учитывать ее по отношению к каждому виду продукции трудоемко, то проще при расчете считать такие затраты косвенными.

Переменные и постоянные затраты

Как правило, прямые затраты являются переменными затратами, то есть они растут с ростом объема производства, а косвенные затраты являются постоянными затратами, то есть не зависят от объема производства. От соотношения переменных, постоянных затрат и цены продукции зависит важный экономический показатель — точка безубыточности, она определяет такой объем продаж, при котором предприятие покрывает все свои расходы не получая прибыли.

Надо отметить, что сопоставление затрат прямые = переменные и косвенные = постоянные не всегда верно. Например, если переход к выпуску определенного вида продукции требует переналадки оборудования, то затраты на переналадку будут прямыми для данного вида продукции и в то же время постоянными.

Полная себестоимость продукции и директ костинг

Существуют два метода учета затрат:

  • Полная себестоимость. В расчет включают и прямые затраты и косвенные.
  • Директ костинг. В расчет включают только прямые затраты. Метод получил название «директ костинг» от английского Direct Costing или Direct Costs.

Расчет полной себестоимости продукции

В расчет включают все затраты, прямые и косвенные. Косвенные расходы распределяются по видам продукции пропорционально некоторой базе распределения, например, пропорционально зарплате производственных рабочих. Этот метод удобен при определении цены по формуле «полная себестоимость + наценка»

Расчет по методу директ-костинг (Direct Costs)

В расчет включают только прямые затраты. Постоянная часть общепроизводственных затрат, а также коммерческие и общехозяйственные расходы относят на финансовый результат в конце отчетного периода без распределения на выпущенную продукцию. То есть, вычитают всю сумму косвенных затрат из прибыли.

Посмотрите Excel таблицу
«Расчет себестоимости продукции»
Полная себестоимость, Директ-костинг,
Рентабельность, Маржинальная прибыль