Методика ABC-анализа
ABC-анализ позволяет разбить большой список, например ассортимент товаров, на три группы, имеющие существенно разное влияние на общий результат (объем продаж).
Иными словами, ABC-анализ позволяет:
- Выделить позиции, которые вносят наибольший вклад в суммарный результат.
- Анализировать три группы вместо большого списка.
- Работать сходным образом с позициями одной группы.
Группы обозначаются латинскими буквами ABC:
- А — самые важные
- В — средней важности
- С — наименее важные
Можно анализировать (ранжировать) любые объекты, если у них есть числовая характеристика.
Например:
- Ассортимент по объему продаж
- Клиентов по объему заказов
- Поставщиков по объему поставок
- Дебиторов по сумме задолженности
- Запасы по занимаемой площади склада
Очень важно, что в каждом конкретном случае не надо ломать голову над тем, в какую группу отнести товар (клиента, поставщика и т.д.). Есть простая методика, выполняющая это разделение.
Методика основана на принципе Парето (принцип 20/80), открытом итальянским экономистом Парето в 1897 году. В наиболее общем виде он формулируется так: «20% усилий дают 80% результата». В нашем случае: 20% ассортимента дают 80% выручки.
Границы ABC-групп
Группы должны быть примерно следующими (на примере анализа ассортимента):
- Группа A дает 80% выручки, содержит 20% наименований
- Группа B дает 15% выручки, содержит 30% наименований
- Группа C дает 5% выручки, содержит 50% наименований
На всякий случай уточню: разбиение на группы выполняется по сумме выручки, а доля от числа наименований — какая получится.
Понятно, что соотношения (80%-15%-5%) по объему и (20%-30%-50%) по количеству наименований не являются точным законом природы, cуществует несколько методов определения границ ABC-групп. Но при значительных отклонениях от указанных значений следует насторожиться.
Пример.
При анализе клиентской базы выяснилось, что в группу А, дающую 80% заказов входит всего 5% клиентов вместо рекомендуемых 20%. Значит при уходе одного-двух клиентов из этой группы произойдет резкое падение выручки.
Методика проведения ABC-анализа
Далее приведена общая методика и пояснения на примере анализа ассортимента. Пояснения показаны синим.
- Выбрать цель анализа. Например: оптимизация ассортимента.
- Выбрать объект анализа. Товары или товарные группы.
- Выбрать параметр (числовую характеристику) по которому будем производить разбиение на группы. Выручка.
- Отсортировать список по параметру в порядке убывания. Расположить товары в порядке убывания выручки.
- Подсчитать общую сумму параметра по списку. Сумма выручки по всем товарам списка.
- Вычислить долю параметра каждой позиции списка в общей сумме.
(Выручка по товару) / (сумма выручки) * 100%. - Вычислить для каждой позиции списка долю нарастающим итогом. Например, для десятого товара: (доля 1-го товара)+ (доля 2-го товара)+…+(доля 10-го товара). Для последнего товара доля нарастающим итогом равна 100%.
- Найти позицию списка, в которой доля нарастающим итогом ближе всего к 80%. Это будет нижняя граница группы A. Верхняя граница группы A – первая позиция в списке.
- Найти позицию списка, в которой доля нарастающим итогом ближе всего к 95% (80%+15%) . Это будет нижняя граница группы B.
- Все, что ниже — группа C.
- Подсчитать количество позиций списка в каждой группе. Число наименований товаров в каждой группе.
- Подсчитать общее количество позиций списка. Общее число наименований товаров.
- Подсчитать долю количества позиций в каждой группе от общего количества.
(Число товаров в группе) /(общее число товаров)*100%. - Сравнить получившиеся значения с рекомендуемыми.
Чтобы все стало понятно посмотрите пример ABC-анализа.
Рекомендации по проведению ABC-анализа
- Включать в список для анализа однородные позиции. Нет смысла включать в один список холодильники ценой от 10 000 руб. и розетки ценой 20 руб.
- Правильно выбрать значения параметра. Например, суммы месячной выручки дадут более объективную картину, чем суммы дневной выручки.
- Проводить анализ регулярно и периодически, правильно выбрав период.
- Методика довольно простая, но весьма трудоемкая. Для ABC-анализа идеальным инструментом служит Excel.
По теме страницы
Список таблиц финансовых расчетовКарта сайта — Подробное оглавление сайта.
Гостевая книга — отзывы и вопросы