Сравнительный подход основан на сравнении оцениваемого бизнеса с аналогичными компаниями, чья рыночная цена известна. Другое название рыночный подход

Сравнительный подход к оценке стоимости бизнеса
(рыночный подход)

Сравнительный подход к оценке стоимости основан на сравнении оцениваемого бизнеса с аналогами, чья рыночная цена известна. Полученная стоимость далее корректируется с целью учета специфики объекта оценки. Описан способ выбора компании-аналога в рамках сравнительного подхода. Другое название рыночный подход.

Объект оценки — закрытая компания или формально открытая компания, чьи акции недостаточно ликвидны, так что нет оснований верить в рыночную стоимость ее акций, получаемую на основе сделок с акциями этой компании, которые имели место редко и/или давно.

Методы сравнительного подхода к оценке бизнеса

Метод рынка капитала

Основан на использовании цен, сформированных открытым фондовым рынком. Базой для сравнения служат цены акций, фактически сложившиеся в ходе многочисленных продаж мелких пакетов акций. Таким образом, в чистом виде данный метод используется для оценки миноритарного пакета акций.

Метод сделок (метод продаж)

Базой для сравнения служат цены покупки предприятия в целом либо его контрольного пакета акций. Это определяет сферу применения данного метода — оценка 100% пакета акций или контрольного пакета.

Метод отраслевых коэффициентов (метод отраслевых соотношений)

Объекты оценки — типовые предприятия малого бизнеса, такие как кафе, пекарни, бензозаправочные станции, рекламные агентства и т.п.

Основан на использовании соотношений между ценой и определенными финансовыми параметрами. Отраслевые коэффициенты рассчитываются специальными организациями на основе длительных наблюдений в условиях стабильного рынка.

Стоимость выражается следующей формулой

Стоимость бизнеса =
Коэффициент * Выручка (или прибыль) за некоторый период, зависящий от вида бизнеса
+ Запасы (опционально)
+ Стоимость оборудования (опционально)
+ Стоимость лицензии (опционально)

Например, цена бензозаправочной станции колеблется в диапазоне 1,2—2,0 месячной выручки.

Методика сравнительного подхода к оценке бизнеса для метода рынка капитала и метода сделок

  1. Объект оценки — закрытая компания или открытая компания, чьи акции недостаточно ликвидны.
  2. Среди открытых компаний с достаточно ликвидными акциями отыскивают компанию-аналог. Методика описывается ниже в разделе Выбор компании аналога в рамках сравнительного подхода.
  3. Для расчета стоимости компании-аналога за основу берут стоимость и количество акций находящихся в обращении или цены покупки предприятия в целом.
  4. На оцениваемую компанию переносят соотношение между истинной рыночной ценой компании-аналога и объявляемыми финансовыми результатами ее деятельности. Подробнее ниже в разделе Расчет стоимости оцениваемого бизнеса в рамках сравнительного подхода.

    Пример 1:
    Компания-аналог
    Стоимость: P = $1 800 000
    Валовая прибыль: GP = $600 000
    Отношение P/GP, мультипликатор валовой прибыли: Mgp = 3
    Считаем, что и у оцениваемой компании Mgp = 3.

  5. Указанное соотношение умножают на соответствующие показатели текущих финансовых результатов оцениваемой компании. Тем самым оценивается предположительная стоимость рассматриваемой закрытой компании, как если бы она была открытой, ее акции были размещены на рынке и достаточно ликвидны.

    Пример 2:
    Оцениваемый бизнес
    Валовая прибыль: GP = $300 000
    Тогда стоимость: P = Mgp*GP
    P = 3*$300 000 = $900 000
    Mgp взят из Примера 1.

Из методики оценки следует:

  • Сравнительный подход завышает стоимость оцениваемой компании, так как ее акции фактически неликвидны.
  • Сравнительный подход оценивает предприятие как действующее, потому что используемая в нем компания-аналог является действующей и оценивается рынком как действующая.



Выбор компании-аналога в рамках сравнительного подхода

При использовании метода рынка капитала и метода сделок надо выбрать компанию-аналог. Цена этой компании будет принята за основу при расчете стоимости оцениваемого бизнеса.

На первом этапе делаем предварительный отбор:

  • Компания-аналог должна работать на том же рынке.
  • Компания-аналог должна быть сходной по размеру. Нет смысла сравнивать компании у которых валюта баланса отличается в десятки и сотни раз.

На втором этапе делаем более детальный отбор. Этот этап связан с проведением большого количества однотипных расчетов, тут логично использовать Excel.

Надо подобрать для сравнения компанию наиболее близкую по структуре капитала и уровню доходности. Удобнее всего это делать на основании соответствующих финансовых коэффициентов, вычисляемых по балансу и отчету о прибылях и убытках (отчету о финансовых результатах) в формате МСФО или в формате РСБУ (Россия).

Далее показаны скриншоты (образы экрана) Excel таблицы «Оценка стоимости бизнеса»

Шаг 1. Для оцениваемого бизнеса и нескольких подходящих для сравнения компаний вычисляем финансовые коэффициенты и записываем в таблицу.

Сравнительный подход. Выбор компании аналога. Финансовые коэффициенты

Столбец «Вес» можно использовать для того чтобы увеличить влияние некоторых коэффициентов, или отключить его совсем.

Шаг 2. Таблица вычисляет отклонения (разницу) финансовых коэффициентов оцениваемого бизнеса и компаний выбранных для сравнения.

Сравнительный подход. Выбор компании аналога. Абсолютные отклонения

Величины отклонений могут сильно отличаться и в некоторых случаях это может быть неудобно, в частности — при построении графиков. Значительно удобнее брать относительные отклонения.

Шаг 3. Выбор компании аналога.

Сравнительный подход. Выбор компании аналога. Относительные отклонения

Таблица вычисляет относительные отклонения и для каждой компании вычисляет сумму модулей средневзвешенных относительных отклонений. Компания у которой эта сумма минимальна — наиболее близкий аналог оцениваемого бизнеса. В нашем случае это «Компания 1».

Относительные отклонения на графике.

Сравнительный подход. Выбор компании аналога. Относительные отклонения

По графику довольно трудно выбрать наиболее близкий аналог, сумма средневзвешенных отклонений показывает это значительно лучше. «Компания 1» это синяя линия.



Расчет стоимости оцениваемого бизнеса в рамках сравнительного подхода

Мы подбираем наиболее близкий аналог, но сложно подобрать полный аналог оцениваемой компании по всем параметрам, особенно по показателям характеризующим объем бизнеса. Таким как выручка, прибыль, денежный поток, число клиентов и т.п. Но логично предположить, что при прочих равных условиях цена компании будет пропорциональна объему бизнеса.

Так, если стоимость компании-аналога $1 800 000, а валовая прибыль $600 000, тогда если валовая прибыль оцениваемого бизнеса $300 000, его стоимость можно оценить в $900 000.

Т.е. в рамках сравнительного подхода мы умножаем показатель, характеризующий объем бизнеса оцениваемой компании, на некоторый мультипликатор (множитель) вычисленый по данным компании-аналога и получаем стоимость оцениваемого бизнеса. Чтобы получить более достоверный результат рекомендуется вычислить несколько мультипликаторов, рассчитать несколько значений стоимости и взять среднее.

Пример расчета стоимости бизнеса в рамках сравнительного подхода

Мы подобрали компанию-аналог наиболее близкую по структуре капитала и уровню доходности. Но по объему бизнеса, т.е. по абсолютным величинам выручки, прибыли и т.п. выбранная для сравнения компания скорее всего будет отличаться.

Следовательно, будет отличаться и стоимость. Далее рассчитываем стоимость оцениваемого бизнеса исходя из стоимости компании-аналога.

Финансовые показатели компании-аналога.

Сравнительный подход. Компании аналог. Финансовые показатели

На основании выше приведенных данных таблица рассчитывает мультипликаторы. Для сравнения компаний выберем мультипликаторы валовой прибыли (GP), операционной прибыли (от основной деятельнсти OP), прибыли до процентов и налогов (EBIT), чистой прибыли (NP), денежного потока (CF), числа абонентов (Nаб).

Сравнительный подход. Компании аналог. Мультипликаторы

Финансовые показатели оцениваемой компании.

Сравнительный подход. Оцениваемый бизнес. Финансовые показатели

Расчет стоимости оцениваемой компании. Мультипликаторы взяты из сводной таблицы мультипликаторов на рисунке выше.

Сравнительный подход. Оцениваемый бизнес. Расчет стоимости

Результат:
Стоимость компании-аналога $1 799 100
Стоимость оцениваемой компании $909 972

Столбец «Вес» можно использовать для того чтобы увеличить или уменьшить влияние некоторых показателей и рассчитанной по ним стоимости, или отключить его совсем.

Сравнительный подход. Итоговые корректировки

После расчета оценочной стоимости может потребоваться сделать некоторые корректировки, учитывающие специфику оцениваемого бизнеса.

  • Премия за контрольный пакет. Стоимость увеличивается на некоторую сумму, определяемую экспертным путем.
  • Стоимость избыточных активов. Стоимость увеличивается на сумму, которую можно выручить от продажи активов, которые не планируется использовать после покупки бизнеса.
  • Недостаток/избыток оборотного капитала. Стоимость уменьшается на сумму недостатка оборотного капитала или увеличивается на сумму избытка оборотного капитала.
  • Скидка на недостаточную ликвидность. Стоимость уменьшается на некоторую сумму, определяемую экспертным путем.

Возможны другие корректировки, зависящие от особенностей объекта оценки.

Применение других подходов к оценке бизнеса

Наряду со сравнительным подходом для оценки бизнеса, полезно бывает использовать доходный подход и затратный (имущественный) подход. Каждый из подходов может быть использован для проверки стоимости, полученной другими подходами.

 Сохраните адрес сайта и контакты  
 QR Code адреса и контактов. См. ссылку Контакты