Доходный подход — стоимость определяется на основе ожидаемых доходов

Доходный подход к оценке стоимости

При доходном подходе стоимость предприятия определяется на основе чистых доходов (очищенных от затрат), которые в будущем может получить владелец, включая выручку от продажи имущества, ненужного для получения этих доходов. Такое «лишнее» имущество называется избыточными или нефункционирующими активами.

Доходный подход является основным для определения рыночной цены действующих предприятий, которые после их перепродажи новым владельцам не планируется закрывать.

Будущие доходы предприятия оцениваются и суммируются с учетом времени их появления, т. е. того факта, что владелец предприятия сможет их получить лишь позднее и должно выполняться дисконтирование (приведение к настоящему моменту времени). Избыточные активы учитывается по вероятной рыночной цене их срочной продажи в течение текущего периода времени.

Согласно доходному подходу, максимальная цена предприятия равна сумме всех доходов от бизнеса, которые получит владелец, приведенных (дисконтированных) к настоящему моменту времени. Поэтому капиталовложения, сделанные ранее предыдущим владельцем, не влияют на сумму оценки.

На конкурентных рынках капитала (предлагаемых к продаже предприятий) рыночная цена предприятия стремится к указанной максимальной цене и в пределе равняется ей. Иными словами, чем более доходный объект, тем он дороже. При этом большое значение имеет продолжительность периода получения возможного дохода, степень и вид связанных с этим рисков.

В реальной жизни оценка согласно доходному подходу дает величину, относительно которой инвестор будет стараться добиться более низкой цены приобретения этого бизнеса (или его доли), чтобы сделать свою инвестицию в предприятие более выгодной, чем альтернативное и сопоставимое по рискам вложение тех же средств.

Прогнозируемые доходы могут учитываться в виде:

  • бухгалтерских прибылей (убытков)
  • денежных потоков

Доходы, выраженные в показателях денежных потоков, позволяют точнее спрогнозировать будущие доходы и оценить стоимость предприятия. Такое измерение называется финансовым или инвестиционным — в отличие от бухгалтерского.

Одна из главных причин предпочтения финансового измерения это существенные искажения бухгалтерского расчета прибылей вследствие возможности производить ускоренную и замедленную амортизацию основных фондов, учитывать цену покупных ресурсов в себестоимости продукции методами LIFO и FIFO.

Методы оценки стоимости доходного подхода

В рамках доходного подхода используются два метода:

  • Метод дисконтирования денежных потоков. Основан на прогнозировании потоков от данного бизнеса, которые затем дисконтируются по ставке, соответствующей требуемой инвестором ставке доходности.

    Дисконтирование денежных потоков это приведение потоков платежей, ожидаемых в будущем в разные моменты времени, к стоимости на текущий момент времени. Само дисконтирование является операцией обратной к вычислению сложных процентов. Дисконтирование выполняется по процентной ставке, называемой ставкой дисконтирования.

  • Метод капитализации. Суть метода капитализации заключается в определении средней величины доходов и ставки капитализации, на основе которой рассчитывается рыночная цена компании. Существуют две разновидности этого метода.

    Метод капитализации неопределенно длительного постоянного дохода. При этом считается, что ожидаемые от бизнеса денежные потоки постоянны и срок их получения — неопределенно длительный. Их размер обычно вычисляют как среднее значение за период (за год, квартал, месяц) на ряде периодов с относительно стабильной величиной.

    Метод капитализации постоянного дохода, получаемого в течение ограниченного срока (модели Инвуда, Хоскальда, Ринга). Оценка может оказаться гораздо более точной, если отказаться от допущения о неограниченно длительном сроке полезной жизни бизнеса.

В рамках доходного подхода метод дисконтированных денежных потоков используется для расчета стоимости на начальном (прогнозном этапе). На этом этапе предполагается, что денежные потоки нестабильны и могут изменяться по различным причинам, например:

  • Осуществление на предприятии инвестиционных проектов. В этом случае может наблюдаться как снижение доходов с последующим их увеличением за счет введения новых производственных линий, так и монотонное (без снижения) их увеличение, если осуществление инвестиционного проекта не приводит к сокращению действующего производства.
  • Рост доходов за счет более эффективного использования имеющихся мощностей.

Метод капитализации используется для расчета стоимости в постпрогнозный период, когда денежные потоки постоянны или наблюдается их устойчивый рост с постоянной скоростью.

Суммарная оценка получается сложением стоимости в прогнозный период и в постпрогнозный период. После этого учитывается ряд корректировок.

Окончательно в рамках доходного подхода стоимость определяется следующим образом:

Стоимость бизнеса =

Стоимость в прогнозный период
+ Стоимость в постпрогнозный период
+(-) Корректировка на избыток (недостаток) оборотного капитала
+ Корректировка на величину стоимости избыточных активов

Доходный подход. Выводы.

Подводя итоги нужно отметить:

  • Доходный подход является основным для определения рыночной цены действующего предприятия, которое не планируется закрывать.
  • Капиталовложения, сделанные предыдущим владельцем ранее, не влияют на сумму оценки.
  • Используя доходный подход, оценивают бизнес в представлении («глазами») того инвестора, кто будет иметь стопроцентный контроль над предприятием. Это объясняется тем, что оценивать предприятие по его будущим чистым доходам имеет смысл лишь для того, кто в состоянии в законных формах изымать с предприятия зарабатываемые им доходы.

Применение других подходов к оценке бизнеса

Наряду с доходным подходом для оценки бизнеса, полезно бывает использовать рыночный (сравнительный) подход и затратный (имущественный) подход. В некоторых случаях затратный или сравнительный подходы могут быть более точными или более эффективными. Кроме того, каждый из трех подходов может быть использован для проверки оценки стоимости, полученной другими подходами.

 Сохраните адрес сайта и контакты    QR Code адреса и контактов. См. ссылку Контакты