Кассовый разрыв
Причины и способы устранения
Кассовый разрыв — временный недостаток денежных средств предприятия для выполнения текущих платежей: оплаты товаров и услуг, выплаты зарплаты, уплаты налогов и т.п.
Причины кассового разрыва
- Недостатки финансового планирования:
- Отсутствует контроль дебиторской задолженности и не ведется работа по ее своевременному взысканию.
- Не организован учет взаиморасчетов с контрагентами, не согласованы сроки платежей и поступлений денежных средств.
- Крупные периодические платежи в близкие даты. Например, выплата по кредиту 24 числа и выплата зарплаты 25 числа.
- Непродуманная финансовая политика. Например, большие отсрочки платежей увеличивают риск изменения экономической ситуации покупателя, в том числе в худшую сторону.
- Непредвиденные платежи. Например, вследствие поломки оборудования.
- Отсутствие финансового резерва.
Способы выхода из кассового разрыва
- Ускорить получение оплаты от покупателей:
- Провести переговоры с несколькими крупными покупателями с целью получения предоплаты в счет будущих продаж. За это можно предложить дополнительную скидку.
- Провести работу по получению существующей дебиторской задолженности. Если продукция поставлялась с отсрочкой оплаты, можно предложить одноразовую скидку за оплату ранее оговоренного срока.
- Отложить несрочные расходы.
- Отсрочить оплату поставщикам. При необходимости провести переговоры о предоставлении разовой отсрочки платежа.
- Взять кредит.
- Пролонгировать существующий кредит, т.е. пересмотреть график погашения существующего кредита, перенести платеж по кредиту на более поздний срок.
- Перекредитовать существующий кредит — заменить один кредит другим. Альтернатива пролонгации кредита.
Меры по предотвращению кассовых разрывов
- Планировать бюджет расходов и доходов. Разработать критерии очередности платежей. Контролировать заявки на платежи.
- Вести платежный календарь.
- Сократить финансовый цикл.
- Найти дополнительные источники финансирования.
- Оптимизировать бизнес модель.
Платежный календарь
Кассовые разрывы возникают из-за разницы в датах поступлений и выплат денежных средств. Эту несогласованность можно устранить путем сведения в единую таблицу всех планируемых поступлений и расходов, что позволит рассчитывать на каждый день планируемые остатки. Подробнее про Платежный календарь.
Формула кассового разрыва
Если на некоторую дату выплат запланировано больше, чем плановый остаток денег на начало дня плюс плановые поступления в этот день, то планируемый остаток на конец дня отрицательный.
Легче воспринимается в виде формулы:
[Остаток на конец дня] =
[Остаток на начало дня] +
+ [Поступления за день] - [Выплаты за день]
[Остаток на конец дня] < 0 Формула кассового разрыва
Необходимо ежедневно контролировать приход и расход денежных средств и своевременно вносить изменения в платежный календарь для оперативного принятия решений по проведению как плановых, так и срочных внеплановых платежей.
Так как платежный календарь — это инструмент ежедневного планирования и контроля, он должен отвечать следующим требованиям:
- Быть простым в использовании.
- Требовать минимального объема вводимых данных.
- Представлять получаемые результаты в наглядном виде, особенно, если намечается кассовый разрыв.
Пример. Платежный календарь в Excel
Ниже показан фрагмент таблицы: платежный календарь и соответствующие диаграммы на 31 день начиная с текущего. Сами платежные документы не показаны, они вводятся на других листах. Текущая (рабочая дата) на показанном фрагменте 7 декабря 2019 г.
Видно, что 23 декабря намечается кассовый разрыв.
Финансовый цикл
Финансовый цикл — период времени между оплатой поставщикам и получением денег от покупателей.
Одна из главных задач финансового менеджмента — сокращение финансового цикла до минимума. Чем короче финансовый цикл, тем быстрее оборачиваются денежные средства, тем быстрее компания получает прибыль и денежный поток для покрытия текущих расходов.
Управление финансовым циклом ведется по трем направлениям:
- Работа с дебиторской задолженностью:
- Ускорение получения оплат от покупателей, как стимул можно использовать скидки за досрочную оплату.
- Определение политики предоплат и отсрочек.
- Штрафные санкции за просрочку платежей и др.
- Работа с кредиторской задолженностью:
- Отсрочки оплаты, рассрочки платежей.
- Скидки за объем закупки и пр.
- Ускорение производственного процесса, сокращение сроков выполнения обязательств.
Дополнительные источники финансирования
Возможности устойчивой работы и развития компании в значительно мере определяются теми источниками финансирования, на которые может рассчитывать компания в своей деятельности, помимо собственной прибыли и средств учредителей.
Есть несколько дополнительных источников финансирования:
- Продажа непрофильных или неиспользуемых активов.
- Займы от учредителей.
- Кредиты банков.
- Товарные кредиты поставщиков.
- Привлечение инвесторов или продажа доли в капитале.
Бизнес-модель
Если кассовые разрывы происходят регулярно, возникает вопрос, что это — действительно временный недостаток средств или причина более серьезная — финансовая неустойчивость и риск банкротства компании? Если финансовое состояние неустойчиво — это веская причина пересмотреть бизнес-модель компании.
Если финансовое положение в целом устойчиво, но кассовые разрывы не редкость, это тоже причина посмотреть как организована бизнес-модель и выстроены бизнес-процессы, можно ли их сделать более эффективными.